Разбираемся, сколько на самом деле «Крымов» и как их все покорить на своей машине

Содержание

Так, стоп. Серьезно. Сколько Крымов? Один, скажете вы. И будете правы. Ну… отчасти. Географически-то да, один. Полуостров. Но вот для нас, для автомобилистов, для тех, кто меряет жизнь не годами, а километрами и баками бензина, — Крымов существует несколько. Минимум. Я тут на днях залип на одном сайте, вот он, кстати, https://crimeatravels.ru, смотрел фотки, маршруты, и меня осенило. Мы же все видим его по-разному. Каждый раз, когда ты садишься за руль и направляешь капот в сторону Тавриды, ты едешь в какой-то СВОЙ Крым. И это не просто философия, это, блин, практика. Так что давайте попробуем посчитать, сколько их на самом деле, этих автомобильных Крымов.

Крым №1: пляжно-матрасный или классика…

Это самый первый и самый очевидный. Тот, о котором кричат все турфирмы. Ялта, Алушта, Евпатория, Судак… Золотой песочек. Шум прибоя. Горячая кукуруза. Все дела. Для этого Крыма не нужна какая-то особенная тачка. Вообще. Подойдет любой седан, хэтчбек, да хоть старенькая девятка, если доедет. Дороги тут — ну, в основном, вполне себе цивильные. Трасса Таврида вообще песня, летишь и кайфуешь, главное на камеры не нарываться, а тописьма счастья потом весь кайф от отпуска перечеркнут.

В чем тут прикол для водителя? Ну, во-первых, это само путешествие. Тысячи километров дороги, смена пейзажей, ночевки в придорожных мотелях с сомнительным кофе… романтика! А во-вторых, даже в этом овощном Крыму есть свои фишки. Например, можно не просто тупо лежать на пляже в одном городе, а устроить себе турне по побережью. Сегодня ты в Феодосии, смотришь на галерею Айвазовского, а завтра уже мчишь в Новый Свет по знаменитому серпантину — вот где руль приходится покрутить! — чтобы пройтись по тропе Голицына. Машина дает свободу. Банально? Да. Но это чистая правда.

Честно говоря, этот «пляжный» Крым меня утомляет быстрее всего. Два дня — и всё, хочется куда-то лезть, ехать, искать приключения, а не вот это вот всё — пахлава медовая, чебуреки…

Основная проблема этого Крыма — пробки. Летом. В городах. Особенно в Ялте. Найти парковку в центре — это квест похлеще, чем найти клад. Серьезно, иногда проще машину оставить где-то на окраине и дойти пешком или на такси доехать, дешевле выйдет и по деньгам, и по нервам. Так что если вы едете именно в этот Крым, готовьтесь к толкотне, суете и ценам, которые летом взлетают до небес. Но море… море все искупает, конечно.

Автомобиль на живописном серпантине в горах КрымаВот ради таких видов и стоит ехать в Крым на машине, а не на поезде!

Крым №2: горный и дикий. для тех, кто не ищет легких путей

А вот это уже совсем другой разговор. Совсем. Этот Крым начинается там, где заканчивается ровный асфальт и терпение у владельцев пузотерок. Горы. Ай-Петринская яйла (не та точка, куда канатная дорога привозит, а вся огромная плоская вершина), плато Караби-яйлы, пещерные города типа Мангуп-Кале или Эски-Кермен, куда на легковушке ты просто не сунешься, ну или оставишь там половину подвески. Тут твоя ласточка-седанчик скажет кря на первом же серьезном подъеме с острыми камнями. Нужен клиренс. Хотя бы. А лучше — полный привод и зубастая резина. И не для понтов, а чтобы банально вернуться назад.

Это Крым для исследователей. Для тех, кому вид с вершины горы, на которую ты сам заехал, дороже пятизвездочного отеля. Тут нет толп туристов. Вообще. Иногда за весь день можно встретить пару таких же сумасшедших на Ниве или Патриоте. Тишина, ветер, орлы парят над головой… короче, вайб совершенно другой. Ты и машина против природы. И это, я вам скажу, затягивает похлеще любого пляжа.

Главное правило горного Крыма на машине — лучше перебдеть, чем потом искать трактор в глуши. Связи там почти нет, кстати.

Поэтому подготовка нужна соответствующая. Это не просто сел и поехал. Нужно хотя бы минимально понимать, куда ты едешь, и иметь с собой запас прочности.

  • Запаска. А лучше две. Или ремкомплект для бескамерки. Пробить колесо об острый камень — дело пяти секунд.
  • Вода и еда. С запасом. Магазинов на яйле вы не найдете, это как бы очевидно.
  • Трос и лопата. Даже если у вас супер-джип. Просто на всякий случай.
  • Навигатор с офлайн-картами. Потому что интернет, как я уже сказал, там ловит далеко не везде. Местами — вообще не ловит.

Зато какие виды открываются… ммм. Весь Южный берег как на ладони. Облака под ногами. Такое не купишь ни за какие деньги. Это надо заслужить. Своими руками, рулем и педалями.

Крым №3: историко-дворцовый.культурная программа, сэр!

Ладно, хватит про грязь и камни. Есть же и другой Крым. Совершенно иной. Крым для тех, кто любит историю, архитектуру и вот это вот всё — посмотрите налево, посмотрите направо. Дворцы, усадьбы, древние руины, музеи. Тут машина — это просто… автобус. Твой личный, комфортный автобус, который позволяет за один день посетить, скажем, Воронцовский дворец в Алупке, потом заскочить в Ливадийский, а на закате побродить по развалинам Херсонеса в Севастополе. Попробуйте-ка проделать такой маршрут на общественном транспорте. Удачи).

Внедорожник на вершине горы в Крыму с видом на долинуВот это я понимаю свобода! А не толкаться в пробке на набережной.

Тут не нужен внедорожник. Наоборот, чем компактнее машина, тем лучше. Почему? ПАРКОВКА. Да, опять она. Возле всех этих знаковых мест летом творится ад. Найти щель, куда приткнуть свой автомобиль, — это целое искусство. Иногда приходится парковаться за километр и идти пешком. Но это все равно лучше, чем быть привязанным к расписанию экскурсионного автобуса. Ты сам себе хозяин. Хочешь — три часа гуляешь по парку, хочешь — полчаса, и погнал дальше. Никто тебя не торопит. В этом и есть главный кайф.

Бахчисарай с его Ханским дворцом, генуэзские крепости в Судаке и Феодосии, панорама Оборона Севастополя — все это звенья одной цепи, которую удобнее всего связывать именно на четырех колесах. Ты можешь составить свой собственный, уникальный маршрут, не оглядываясь на стандартные туристические программы. И это круто.

Крым №4: гастрономический. и вечная боль водителя

А после всей этой беготни по дворцам что хочется? Правильно, вкусно поесть и… ну вы поняли. И тут перед нами открывается еще один Крым — винный, сырный, устричный, чебуречный… в общем, гастрономический. И вот здесь роль автомобиля становится двоякой. С одной стороны, без него никак. Как еще добраться до всех этих виноделен, разбросанных по всему полуострову?Массандра,Новый Свет,Инкерман,Золотая Балка, а еще куча мелких, крафтовых виноделен, о которых знают только местные и самые прошаренные туристы.

А с другой стороны… ты за рулем. И это главная трагедия. Ты приезжаешь на дегустацию, все вокруг пробуют, цокают языками, наслаждаются букетом и ароматом, а ты… ты нюхаешь пробочку. И пьешь водичку. Или компот. Потому что тебе еще рулить обратно в отель. Это боль. Неизбежная плата за мобильность.

Ты — руль. Ты — трезвый. Смирись. Твоя награда — полный багажник бутылок, которые ты откроешь дома, вспоминая эти пейзажи.

Но даже в таком режиме машина — это топ. Потому что можно заехать на устричную ферму под Кацивели, потом в какую-нибудь частную сыроварню в горах, накупить там свежайшего сыра, потом заскочить на рынок за персиками и инжиром… и все это сложить в багажник. Твоя машина превращается в передвижной погребок и холодильник. Ты везешь с собой вкус Крыма. И это, пожалуй, лучший сувенир. Главное, чтобы кондиционер в машине работал хорошо, а то сыр может и не доехать в августовскую жару. Проверено на собственном горьком опыте…

Крым №5: технический. и да, тот самый родстер крым!

И вот мы подошли к самому главному. Ну, для меня, по крайней мере. К тому, что для нас, повернутых на тачках, Крым — это не просто набор достопримечательностей или пляжей, это, в первую очередь, полигон, испытательный трек, где твоя машина и твои навыки проходят настоящую проверку на прочность, а душа получает тот самый чистый, незамутненный адреналиновый кайф. Это Крым Технический. Крым Дорог.

Я сейчас не про Тавриду.Таврида — это автобан, скучный и предсказуемый. Я про старые дороги. Про серпантины. О, эти серпантины… Дорога из Судака в Алушту — это же просто песня! Поэма, написанная асфальтом на склонах гор. Каждый поворот — слепой. Каждый подъем — проверка для мотора. Каждый спуск — испытание для тормозов. Ты не едешь, ты работаешь. Рулем, коробкой, педалями. Постоянно. И если ты все делаешь правильно, то ловишь такой ритм, такой драйв, что забываешь обо всем на свете. Старая ялтинская трасса, дорога на Ай-Петри со стороны Бахчисарая… это места силы для любого водителя.

На крымском серпантине ты не просто едешь, ты танцуешь с дорогой. Ошибка — и твой партнер выкинет тебя с танцпола прямо в пропасть.

Тут важна не мощность. Тут важен баланс. Легкая, юркая машина с хорошей управляемостью подарит здесь больше эмоций, чем трехсоткилограммовый джип. Ты чувствуешь каждый нюанс, каждый камушек под колесом. И вот когда ты думаешь, что уже все понял про автомобильные Крымы… тут я вам подкину еще один. Финальный.

А вы знали, что есть еще один Крым? Буквальный. На колесах. Да-да, автомобиль, который так и называется — Крым.

Это родстер. Двухместный, с открытым верхом. Придумали и сделали его, прикиньте, инженеры и студенты из МГТУ им. Баумана. Идея была — создать наш, российский, доступный молодежный спорткар. Типа как Mazda MX-5, только на отечественных компонентах. В основе там, по сути, агрегаты от Lada Granta. Двигатель, коробка, элементы подвески… Кузов — пластиковый, на пространственной раме. Легкий, простой. Конечно, до серийного производства там путь еще долгий, проект то развивается, то затихает, но сам факт! Он существует. Его можно потрогать. И он называется Крым.

И вот только представьте себе этот мета-уровень… Ехать на родстере Крым по серпантинам Крыма. Это же просто комбо! Замкнуть круг. По-моему, это была бы идеальная поездка. Да, может, он не самый быстрый. Да, может, дизайн кому-то покажется спорным. Но это же НАШЕ. Идея, воплощенная в металле и пластике. И это чертовски круто.

Сравнительная таблица крымов для автотуриста

Чтобы как-то упорядочить весь этот поток сознания, я тут набросал небольшую табличку. Типа, какой Крым для какой машины и для какого водителя подходит больше всего. Может, кому пригодится.

Тип «Крыма» Идеальный автомобиль Главная сложность Главный кайф
№1: Пляжно-матрасный Любой исправный седан/универсал с кондиционером Пробки в городах, поиск парковки, жара Свобода передвижения между курортами
№2: Горный и дикий Внедорожник или кроссовер с хорошим клиренсом (4×4) Плохие дороги (или их отсутствие), риск поломки вдали от цивилизации Потрясающие виды, уединение, чувство первооткрывателя
№3: Историко-дворцовый Компактный хэтчбек или небольшой седан Парковка возле достопримечательностей Возможность составить свой уникальный маршрут и не зависеть от гидов
№4: Гастрономический Машина с большим багажником и хорошим климат-контролем Невозможность участвовать в дегустациях (ты же руль!) Привезти домой полный багажник вина, сыра и фруктов
№5: Технический Легкий родстер или «горячий» хэтчбек с хорошей управляемостью Высокие требования к навыкам вождения и состоянию авто (особенно тормозов) Чистый водительский адреналин на серпантинах

Так, с крымами разобрались. а как туда доехать-то? подготовка и маршруты

Окей. Допустим, вы определились, в какой из Крымов вы хотите попасть. Вроде все понятно. Но тут встает самый главный вопрос — а как, собственно, туда добраться? Путь неблизкий. И требует подготовки. Как машины, так и, собственно, головы водителя. Потому что дорога в Крым — это само по себе уже приключение, а не просто перемещение из точки А в точку Б.

Сейчас, в наше время, есть по сути два глобальных варианта, как закинуть свою пятую точку и четыре колеса на полуостров, и выбор тут, честно говоря, не только в километрах, но и в философии путешествия, в готовности к… разному. Есть путь классический, проверенный. А есть новый, для тех, кто любит, чтобы было поинтереснее. Давайте-ка их сравним, без всяких прикрас.

Сравнение маршрутов в крым на автомобиле

Критерий Маршрут №1: Через Крымский мост Маршрут №2: Через новые территории (сухопутный коридор)
Качество дороги В основном отличное. Трасса М4 «Дон» и «Таврида» — почти автобаны. Едешь и отдыхаешь. Очень разное. Есть новые участки, есть старые, разбитые. Дорога активно строится, но пока это лотерея. Можно попасть в ремонт.
Инфраструктура Все супер. Заправки (включая брендовые), кафе, отели, СТО — на каждом шагу. Никаких проблем. Пока слабо. Заправляться лучше заранее и до полного. С кафе и мотелями тоже не густо. Нужно быть более автономным.
Время в пути Предсказуемо, но летом могут быть пробки на подъезде к мосту и на досмотре. Досмотр может занять от 30 минут до нескольких часов. Может быть быстрее, если нет пробок и блокпостов. Но может быть и сильно дольше. Менее предсказуемо.
Безопасность Высокий уровень контроля, особенно на мосту. Относительно спокойно и привычно. Нужно быть начеку. Есть блокпосты, военная техника на дорогах. Нужно строго соблюдать правила и рекомендации властей. Не ездить ночью!
Для кого подходит Для семей с детьми, новичков, тех, кто ценит комфорт и предсказуемость. Для опытных водителей, готовых к неожиданностям, и тех, кто едет из/в Ростовскую область (логистически ближе).

Лично мое мнение? Если едешь первый раз, или с семьей, или просто не хочешь лишний раз париться — твой выбор однозначно мост. Да, может, постоишь в очереди на досмотр, но в целом это понятный и накатанный маршрут. Сухопутный коридор — это вариант для тех, кто понимает, куда и зачем он едет. Это быстрее на бумаге, но требует большей концентрации и готовности к… ну, к разным ситуациям.

Готовим машину. чек-листчтобы не плакать на обочине

Ладно, с маршрутом определились. Теперь про железо. Про вашу машину. Дорога дальняя, и она не простит разгильдяйства. Нет ничего хуже, чем сломаться где-нибудь в воронежской степи в +35. Поверьте. Поэтому перед выездом ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяем:

  1. Колеса и запаска. Давление, состояние протектора. И обязательно проверьте давление в запаске! А то будет сюрприз. Убедитесь, что домкрат и баллонный ключ на месте и работают.
  2. Тормоза. Ну тут без комментариев. Если у вас есть хоть малейшее сомнение — в сервис. Срочно. На крымских серпантинах тормоза — это ваша жизнь.
  3. Технические жидкости. Масло в двигателе, антифриз, тормозная жидкость, жидкость ГУР. Проверить уровни, а если подходит срок замены — поменять до поездки, а не после.
  4. Кондиционер. Ехать летом на юг без кондея — это пытка. Серьезно. Заправьте его, проверьте, как работает. Скажете себе спасибо.
  5. Свет. Все лампочки должны гореть. Ближний, дальний, стопы, поворотники. Это и ваша безопасность, и отсутствие лишних вопросов от сотрудников ДПС.

Лучше час потерять на диагностике дома, чем неделю на ремонте в чужом городе. Золотое правило автопутешественника.

И еще пара вещей, которые стоит кинуть в багажник, даже если вы обычно этого не делаете. Хороший трос. Провода дляприкуривания. Набор элементарных инструментов. Компрессор для подкачки колес. Канистра с омывайкой — летом мошкара на трассе это просто жесть, улетает моментально. Все это весит немного, места занимает мало, но может сэкономить вам кучу нервов, времени и денег.

Особенности вождения в крыму: к чему быть готовым на месте

Ну вот, вы доехали. Уставшие, но довольные. Машина покрыта слоем пыли и трупиками насекомых, в багажнике мнутся первые купленные по дороге персики. Вы в Крыму. Думаете, на этом приключения закончились? Ха. Они только начинаются. Потому что водить в Крыму — это отдельный вид искусства, который требует привыкания.

Во-первых, местные. Они не злые, нет. Они просто… привыкли. Они знают каждую трещинку на этом серпантине, каждый слепой поворот. Поэтому когда вы, вцепившись в руль, ползете 40 км/ч, а вас сзади обгоняет старенькаякопейка с дедушкой в кепке, не удивляйтесь. И не пытайтесь за ним угнаться. Это его дорога, он тут вырос. Ваша задача — ехать безопасно для себя и своих пассажиров. Не обращайте внимания на тех, ктодышит в спину. Спокойно доезжаете до ближайшего уширения или кармана и пропускаете торопыгу. И нервы целее, и машина.

Во-вторых, сами дороги. Кроме очевидных серпантинов, есть еще одна засада — узкие улочки в курортных городах. Особенно на ЮБК. Ялта, Гурзуф, Алупка… это просто ад для автомобилиста. Две машины разъезжаются с трудом, везде припаркованы авто, из-за каждого угла может выскочить пешеход. Мой вам совет — если вы поселились в таком месте, найдите одну нормальную парковку (платную, охраняемую, любую!) и оставьте машину там. А по городу — пешком, на такси, на маршрутке. Дешевле и проще. Серьезно.

Запомните: в Крыму главный враг вашего бампера и нервов — это не серпантин, а попытка припарковаться в центре Ялты в августе.

И еще про бензин. Вы не найдете здесь привычных Лукойлов,Газпромнефтей или Роснефти. Не ищите. В Крыму свои сети заправок — ATAN, TES, CRS и другие. Пугаться не стоит, бензин там нормальный, проверено неоднократно. Просто имейте это в виду. Цены могут быть чуть выше, чем наматерике, но не критично. Просто заливайте полный бак на проверенной заправке и катайтесь спокойно.

На что уходят деньги в автопутешествии по крыму?

Чтобы вы примерно понимали бюджет поездки, вот вам наглядное распределение основных статей расходов. Конечно, у всех по-разному, кто-то живет в палатке и ест доширак, а кто-то в пятизвездочном отеле, но в среднем картина примерно такая.

Круговая диаграмма расходов автотуриста в КрымуПримерное распределение бюджета в поездке на машине по Крыму.

Часто задаваемые вопросы (FAQ)

Сколько по времени ехать до крыма на машине?

Все зависит от точки старта. Из Москвы, например, дорога без долгих остановок занимает около 20-24 часов чистого времени за рулем. Обычно этот путь разбивают на два дня с ночевкой где-нибудь в районе Ростова-на-Дону или Краснодара. Учитывайте возможные пробки и время на досмотр перед Крымским мостом.

Какой бензин в крыму и есть ли известные заправки?

Крупных федеральных сетей АЗС (типа Лукойл, Газпром) в Крыму нет. Работают местные сети: ATAN, TES, Vesta и другие. Качество топлива в целом нормальное, проблем с ним обычно не возникает. Просто выбирайте крупные сетевые заправки с хорошими отзывами. Заливаться лучше 95-м или 100-м бензином, если ваша машина к нему привыкла.

Сложно ли ездить по крымским серпантинам?

Для новичка может быть непривычно и немного страшно. Главные правила: не гоните, держите дистанцию, перед слепыми поворотами снижайте скорость и по возможности сигнальте. На спусках используйте торможение двигателем (переключайтесь на пониженную передачу), чтобы не перегреть тормоза. Через 20-30 минут езды вы привыкнете и начнете получать удовольствие.

Нужен ли для поездки в крым внедорожник?

Это зависит от ваших планов. Для посещения большинства курортных городов, дворцов и пляжей (то есть для Крыма №1 и Крымаname:Нужен ли для поездки в Крым внедорожник?

Что делать, если машина сломалась в крыму?

Без паники. Автосервисы и СТО есть во всех крупных городах. В первую очередь, постарайтесь безопасно припарковать машину на обочине и выставить знак аварийной остановки. Затем можно найти в интернете телефон местного эвакуатора или автосервиса. Полезно иметь в телефоне приложения с картами, где отмечены СТО. Также существуют службы помощи на дорогах, которые могут приехать и помочь с мелким ремонтом на месте.

Об авторе

Иван петров — автопутешественник со стажем

Иван Петров — портрет автораИван за рулем во время одной из своих многочисленных экспедиций по Крыму.

Иван увлекся автомобильными путешествиями более 15 лет назад. За это время он исколесил всю европейскую часть России, Кавказ и, конечно же, Крым, который посещал на самых разных автомобилях — от старенькойдевятки до подготовленного внедорожника. Считает, что главное в поездке — не конечная точка, а сама дорога и свобода, которую дает автомобиль. В своих статьях делится практическим опытом, накопленным за сотни тысяч километров пути, помогая новичкам избежать типичных ошибок.

  • Опыт вождения более 20 лет.
  • Прошел курсы экстремального и контраварийного вождения.
  • Разработал более 50 уникальных автомобильных маршрутов по югу России.
  • Эксперт по подготовке автомобилей к дальним поездкам.

Все советы и рекомендации в статье основаны на личном опыте автора и не являются официальной инструкцией.

Заключение

Так сколько же Крымов? Пять? Шесть? А может, десять? Короче, я думаю, вы уже поняли. Крым для каждого свой, и автомобиль — это не просто средство передвижения, а ключ, который открывает двери в любой из них. Вы можете смешивать их, чередовать, создавать свой собственный, уникальный коктейль из пляжей, гор, серпантинов и чебуреков. В этом и есть главный кайф путешествия на своей машине — в абсолютной свободе выбора.

Так что мой вам финальный совет: не бойтесь. Готовьте машину, забивайте в навигатор первую точку, кидайте в багажник палатку (на всякий случай!) и просто поезжайте. Не стройте слишком жестких планов. Лучшие моменты в таких поездках — всегда спонтанные. Увидели красивый съезд в поле с маками — сворачивайте! Услышали от местного про какой-то секретный пляж — проверьте! Ведь самый главный Крым — это тот, который вы откроете для себя сами, за рулем своего автомобиля. Полный бак и удачи на дорогах!

Ссылка на основную публикацию