Клиренс — это один из базовых параметров автомобиля, особенно в условиях российских дорог, где даже в пределах города можно столкнуться с ямами, выбоинами и высокими «лежачими полицейскими». Тем не менее при покупке новой машины водители часто игнорируют этот показатель, ограничиваясь характеристиками мотора, салона и комплектацией. Между тем от дорожного просвета напрямую зависит не только проходимость, но и удобство и безопасность повседневной эксплуатации.
Клиренс простыми словами
Под клиренсом понимается расстояние между самой низкой точкой автомобиля (чаще всего это картер двигателя) и дорогой. Величина дорожного просвета влияет на то, насколько легко машина преодолевает препятствия, и как ведет себя в различных дорожных условиях. Существует условная градация:
- Низкий клиренс (9–13 см) — спорткары и седаны, рассчитанные на ровные дороги.
- Средний клиренс (13–19 см) — наиболее универсальные авто: хетчбэки, универсалы, кроссоверы.
- Высокий клиренс (более 19 см) — внедорожники, ориентированные на сложные условия езды.
Низкий клиренс улучшает аэродинамику и управляемость, особенно на больших скоростях. Однако такой автомобиль теряет в проходимости: он цепляется за неровности и плохо подходит для поездок по грунтовым и заснеженным дорогам.
Высокий дорожный просвет, напротив, обеспечивает уверенное передвижение по пересеченной местности и проселкам. Например, клиренс Solaris KRX — 195 мм. Такой дорожный просвет позволяет уверенно двигаться на любом дорожном покрытии.
Средний клиренс считается оптимальным для городской и загородной езды. Он обеспечивает баланс между управляемостью и устойчивостью к неровностям.
Как измерить клиренс
Заводские данные чаще всего указываются по расстоянию от земли до картера двигателя. Однако в реальных условиях целесообразно дополнительно измерять:
- Расстояние от переднего бампера до земли — важно при парковке и подъезде к бордюру.
- Высоту выступающих элементов задней части — для безопасной парковки задним ходом.
- Наличие защиты двигателя — установка металлической защиты может уменьшить клиренс на 1–2 см.
Помимо дорожного просвета стоит учитывать углы заезда, съезда и продольной проходимости, которые определяют способность авто преодолевать крутые подъемы, мостики и другие неровности.
Если же параметры клиренса не устраивают изначально, то разумнее сразу выбирать автомобиль с подходящим дорожным просветом. Это избавит от риска нежелательных последствий, связанных с вмешательством в конструкцию машины.